Дзен-пятница: Новые фишки Яндекс-Дзена, кто такие ванхуны и зачем бизнесу делать медиа

30 марта 2018 года прошла очередная Дзен-пятница. Дзен‑пятницы проходят каждый квартал. В этот раз представители сервиса решили поговорить о том, как авторы и команды авторов создают новые медиа на разных платформах, что даёт блогерам и брендам Дзен и как всё это меняет мир медиа в целом.

  1. Введение (Даниил Трабун и Александр Мальцев)
  2. Как с помощью блога построить собственный бизнес (Руслан Кирничанский и Саша Рай)
  3. Как превратить свою жизнь в медиа (Артемий Лебедев и Мария Миногарова)


Первым выступал медиадиректор Яндекс.Дзена Даниил Трабун. Он рассказал про нововведения платформы и то, как она меняется.

Сперва Даниил рассказал о цифрах. Меньше чем за год ежедневная аудитория Яндекс.Дзена выросла с 6 до 11 миллионов пользователей. 7 тысяч сайтов используют Яндекс.Дзен. Всего на платформе насчитывается около 10 тысяч каналов, авторы которых пишут хотя бы раз в неделю.

Что касается медиа, то в отрасли произошли 2 революции.

  • Первая: мир окончательно стал многоплатформенным. То есть сейчас бизнес редко начинается с сайта, он может начаться с группы в Фейсбуке или профиля в Инстаграме. Чем больше платформ, тем больше возможностей.
  • Вторая: если у тебя есть голос в интернете, ты — медиа. Неважно, издание ты или человек. Сейчас все стало медиа. Об этом же на конференции New Media: Skills Up упоминала Ирина Сергеева из Британской высшей школы дизайна.

Слово «блогер» устарело. Теперь появились «инфлюенсеры». Возможно, звучит не очень, но отлично передает смысл.

На какие каналы в Дзене подписан Даниил Трабун?

В Яндекс.Дзене появилось несколько новых фишек, о которых рассказал Даниил. Среди них:

  1. Подписки (отдельная лента)
  2. Топы каналы (все тематики, которые есть в Дзене, в нем участвуют и авторы, и издания, и бренды)
  3. Полноэкранные нарративы
  4. Видео! (автоплей, до 2 минут, любое соотношение сторон, генерирует подписчиков)
  5. Карма (она складывается из вовлеченности, влиятельности, роста подписчиков, качества и периодичности)

Авторы смогут увидеть, какой из навыков нужно прокачивать, чтобы улучшать карму.

Что получат авторы с хорошей кармой?

  • Дополнительные показы в ленте
  • Лучше ранжируются в Дзене

Дзен-пятница

Качество текстов в Яндекс.Дзене считается по количеству дочитываний и по среднему времени дочитываний.

У Яндекс.Дзена практически 70% дочитываний лонгридов!

Кто такие ванхуны?

Следующим выступил Александр Мальцев, главный редактор интернет-издания о Китае «Магазета». Александр 20 лет живет в Китае и хорошо разбирается в специфике местных медиа.

В Китае уже давно ванхуны (то есть блогеры) конкурируют с традиционными СМИ. Зачастую они имеют куда большую аудиторию, чем сами издания. Почему они так популярны? Сами по себе китайцы — коллективная и социоактивная нация, они много говорят о своей жизни и общаются с друзьями в социальных сетях. Другая важная особенность китайцев — они очень падки на общественное мнение. Ценность индивидуальности в Китае занижена: им нравится быть похожим на кого-то. Они находят свой идеал, которому стремятся подражать, в соцсетях.

Главные соцсети Китая:

  • WeChat
  • Sina Weibo
  • Douban
  • Toutiao

Ванхуны — это китайские интернет-селебрити. Сейчас в Китае насчитывается около полумиллиона ванхунов. Чаще всего они пишут:

  • о моде
  • о еде
  • о красоте

Есть ванхуны, которые спят на камеру. И сотни тысяч человек следят за этим.

Ванхуны сильно повлияли на развитие индустрии медиа в Китае. В стране насчитывается около 500 компаний, которые занимаются непосредственно ванхунами: они придумывают образы, тематики, методы дистрибуции контента, то есть организовывают создание ванхуна под ключ. При некоторых вузах разработаны курсы ванхунов, где студентов учат работать на камеру и делать контент.

Дзен-пятница

Рынок интернет-селебрити в Китае оценивается в 15 млрд долларов.

Топовые ванхуны в Китае:

  • Папи Тян — она делает в основном юмористические скетчи (о ней писали ребята из vc.ru)
  • Чжан Даи — бьюти-блогер. У нее есть свой магазин на Таобао.
  • Офисная Е — искусственный ванхун, созданный силами целого агентства.

О других интернет-селебрити Китая подробно написали редакторы Магазеты в этом и этом материалах.

Тренды ванхун-индустрии:

  • узкопрофильные темы (еда, игры, красота)
  • агентства, которые организуют весь процесс ванхунства под ключ
  • 35% ванхунов работают с агентствами, из топовых — около 90%;
  • научный подход: и авторы, и агентства создают стратегию.

Как с помощью блога построить собственный бизнес

В начале второй сессии Дзен-пятницы первым выступил Руслан Кирничанский, архитектор и автор дзен-канала «Дневник архитектора». Он рассказал, как блог помог ему обрести лицо и известность у своей аудитории.

Руслан долгое время сотрудничал с изданиями типа TheVillage, Houzz и так далее. Он заметил одну особенность — пользователи, читая его материалы, не запоминали имя автора, а запоминали издания, в которых были размещены эти публикации. Более того, не все издания были готовы экспериментировать с темами и форматами контента. Тогда он решил завести канал в Яндекс.Дзене.

Сейчас Руслана читает больше 8 тысяч подписчиков. Он не ограничивается Дзеном — Руслан использует и другие площадки: Фейсбук, Инстаграм и т.д.

Крупные компании тоже делают медиа. Одним из самых известных в России стал «Тинькофф-журнал». Саша Рай, издатель «Тинькофф-журнала», рассказал о том, как строится работа медиа и почему все хотят такое же медиа.

Дзен-пятница

Сейчас «Тинькофф-журнал» — самое крупное издание про деньги. Он появился в 2015 году. Сперва редакция издания выпускала один лонгрид в неделю, а в штате работала пара человек. В 2016 году команда расширилась (появились не только редакторы, но и дизайнеры, аналитики), стали выпускать по 2-3 лонгрида в неделю, появилась рассылка, задумались о мобильной версии сайта. В 2017 году появились короткие форматы, вопросы читателей, рассылка очеловечилась, запустили канал на Ютубе и отдельный сайт про путешествия.

6 месяцев — средний срок, после которого читатель «Тинькофф-журнала» становится клиентом банка.

С 2018 года «Тинькофф-журнал» стал полноценным медиа. В неделю выходит 20-25 материалов, сайт посещает около 1,8 млн человек, в редакции постоянно трудятся 18 человек. Издание использует все доступные на сегодня социальные платформы.

По мнению Саши Рая, достичь успеха удалось благодаря четко поставленным процессам. Сейчас у «Тинькофф-журнала» самое большое количество стандартов и методичек, что позволяет редакции планировать каждый шаг. Однако, как и любое медиа, внутри редакции случается «ад». При этом издание не экономит на качестве материалов, а расходы на содержание не увеличиваются. Рай отметил, что сейчас бюджет Т-Ж сильно меньше, чем у традиционных СМИ. Само изданию работает как отдельное медиа внутри банка.

У Т-Ж лучшие нарративы в Дзене: высокие показатели дочитываемости и конверсии.

Как превратить свою жизнь в медиа

В этом блоке Никита Белоголовцев, ведущий и главред издания «Мел», провел открытые дискуссии с Артемием Лебедевым и блогером Марией Миногаровой.

Вот краткие тезисы выступления Тёмы:

  • С помощью блогов можно зарабатывать больше, чем на дизайне.
  • Ведение блога – это как ведение вертолета. Нельзя просто сидеть на жопе и ничего не делать.
  • Нативная реклама – зло.

Несмотря на свой консервативный подход к площадкам, Лебедев в декабре 2017 года завел канал в Телеграме. Хотя очень долго упирался. Но потом понял, что канал приносит ему деньги. Сейчас аудитория канала Лебедева насчитывает около 100 тысяч подписчиков.

Лебедев не считает себя медиа. У него «просто блог».

Тёма рассказал, что в ближайшее время планирует уйти с ЖЖ на standalone. На вопрос, когда он планирует переезд, он ответил: «Когда программист скажет мне, мол, всё готово».

Мария Миногарова – популярный инста-блогер. Она стала работать над блогом, когда ее бросил парень Артурик. Таким образом девушка решила утереть ему нос. В целом я не вынесла для себя ничего нового из её выступления, но зато посмеялась. Очень обаятельная и позитивная девушка.

Дзен-пятница

В конце Дзен-пятницы выступили создатели анонимного телеграм-канала «Беспощадный пиарщик», главный редактор «The Flow»
Андрей Никитин и Залина Маршенкулова, главный редактор издания «Breaking Mad». Ребята рассказали о своих проектах, о том, куда движется отрасль (общий посыл — все стало медиа). Как мне показалось, этот блок был самым неинтересным, поэтому про него и писать нечего 🙂

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

2 thoughts on “Дзен-пятница: Новые фишки Яндекс-Дзена, кто такие ванхуны и зачем бизнесу делать медиа”

  1. > У Яндекс.Дзена практически 70% дочитываний лонгридов!
    Что-то мне не удаётся в это поверить.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *



Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.